О бизнес-модели
Всем привет!
Сегодня я хочу поговорить о модели Lean Canvas Business Model Canvas в концепции бережливого стартапа была взята за основу как один из самых наглядных визуальных инструментов, позволяющих после заполнения таблицы с одного взгляда оценить проблемные места любого бизнес-плана. В бережливом стартапе под запуск новых проектов немного переработан основной шаблон Алекса Остервальдера используемый, в основном, для оптимизации уже работающих бизнесов. Lean Canvas и базовая модель похожи, но между ними есть отличия по нескольким значимым факторам: Цель. Подход Лин Кансас, помимо издержек и денежных потоков, описывает способы решения проблемы, а базовая модель Canvas – описывает инфраструктуру. С учётом этого, для запуска нового проекта рекомендуется разместить в шаблоне следующие данные:
Кратко сформулировать 1-3 проблемы, которые планируется решить. Это должны быть реальные проблемы пользователей, а не гипотетические возможности проблем. Ячейка «Потребительские сегменты» заполняется группами покупателей, которые разделяются на мелкие сегменты. Если целевых групп несколько, то под каждую создаётся отдельный шаблон. УТП – уникальное торговое предложение, отличающее новый бизнес от других аналогичных. Здесь должно быть сформулировано то преимущество, которое объяснит, почему покупать продукт нужно именно в рамках нового проекта. Решения. В Лин Канвас предполагаются простые решения, которые продемонстрируют минимально жизнеспособный продукт. Ключевые действия. Здесь описываются действия пользователей, влияющие на доход (удержание). Метрики должны быть чёткими. Так, например, для платформы с блогами ключевым действием будет создание блога. Каналы. Перечисляются платные и бесплатные способы привлечения покупателей. Издержки. Предусматриваются не только постоянные, но и временные издержки. Денежные потоки. Выписываются форматы потоков: реклама, подписка и др., то есть описывается, как бизнес будет зарабатывать. Unfair advantage («несправедливое преимущество»). Преимущество может сразу выделить бизнес из числа других, но при появлении конкурентов с таким же предложением, нужно будет снова выделяться с помощью преимущества, которое нельзя просто скопировать.